Сервисы Web 2.0 для учителя начальных классов











Сервисы Web 2.0 для учителя начальных классов










О. Г. Сорока, кандидат педагогических наук,
доцент БГПУ







Что такое Web 2.0?






Развитие интернет-ресурсов связано с переходом от концепции Web 1.0 к концепции Web 2.0, который начался с появлением широкополосного, потокового Интернета и сервисов, позволяющих пользователям самим создавать контент, а также распространять его посредством лент (RSS) и гиперссылок.


Благодаря возможностям ресурсов Web 1.0 мы изучаем и анализируем информацию, приведённую на сайтах. Принцип использования этих ресурсов — потребление информации, представленной автором.


Эволюция Интернета привела к смене принципов взаимодействия пользователей с ресурсами. Технологии Web 2.0 и образование, возникшее на их основе, можно описать с помощью нескольких тенденций: создание пользователями контента; использование знаний массы людей; непрерывное увеличение объёмов информации; архитектура соучастия; сетевые эффекты и открытость [1]. При этом пользователь сам выбирает, какой именно контент он должен получать, выходя в сеть, настраиваясь на чтение избранных блогов, сообществ, лент или вики-страниц.


В основе Web 2.0 лежат не ресурсы, а пользователи, их знания, их взаимодействие. Веб-документ (веб-страница) становится веб-приложением, а Интернет и все предоставляемые им возможности, начиная с поиска (поисковой машины), — услугой. Пользователь становится соавтором ресурса, вносит в него изменения и исправления, даёт оценку информации (например, оставляет комментарии на сайте), задаёт вопросы и получает ответы от экспертного сообщества. Тем самым создаваемый пользователями контент становится важным каналом социальной коммуникации [2].


Важный принцип Web 2.0 — «mash-up» («смешивание»), который означает создание нового уникального web-проекта путём интегрирования программных возможностей нескольких независимых друг от друга сервисов [3].


Сетевые сервисы — это средства [4]:


– общения, поддержки и развития социальных контактов;


– совместного поиска, хранения, редактирования и классификации информации, обмена медиаданными;


– творческой деятельности сетевого характера, индивидуального и коллективного взаимодействия, планирования и т. д.


Для чего сервисы Web 2.0 используются в образовании?










Взаимодействие на основе сервисов Web 2.0 открывает перед педагогической практикой следующие возможности [5]:
• использование открытых, бесплатных и свободных электронных ресурсов;
• самостоятельное создание сетевого учебного содержания;
• освоение информационных концепций, знаний и навыков (новые формы деятельности связаны как с поиском в сети информации, так и с созданием и редактированием собственных цифровых объектов);
• наблюдение за деятельностью участников и участие в работе сообщества.


Учебная деятельность с использованием сетевых сервисов строится по следующим линиям:


1) работа с информацией:


– содержательное наполнение и развитие ресурса;


– анализ и интерпретация данных;


– совместный поиск и хранение информации, использование данных;


2) освоение норм сетевого общения и сотрудничества:


3) формирование пользовательской культуры:


– умение обрабатывать и представлять информацию в цифровом формате;


– умение быстро ориентироваться в интерфейсе сервиса;


– умение оценивать достоверность информации;


– соблюдение авторских прав при представлении информации;


– умение выбирать сервис для решения поставленной задачи;


4) анализ и осознание процесса обучения:


– определение целей предстоящей деятельности;


– планирование предстоящей работы;


– обдумывание стратегии выполнения задания;


– поиск помощи эффективным способом;


– оценивание продуктов деятельности, знаний.


Характерными чертами такого обучения являются [4]:
- решение не фактологических (знаю — не знаю, правильный / неправильный ответ), а интерпретационных задач, выражающих отношение к объекту;
- обязательная фиксация «цифрового следа» образовательного процесса, к которому можно вернуться по прошествии времени;
- обучение на основе наблюдения за интеллектуальной деятельностью «своего друга»;
- замена формальной внешней оценки на самооценку («я на фоне других»);
- в ходе обучения учащийся опосредованно овладевает инструментарием, который входит в состав пользовательской и общей современной культуры, учится работать в средах пользовательского взаимодействия.






Какие сервисы Web 2.0 представлены в Интернете?










Общепринятой и единой классификации сервисов Web 2.0 на сегодняшний день не существует. Это объясняется в первую очередь тем, что их число постоянно растёт.


Если рассматривать сервисы с точки зрения их функциональных возможностей и круга решаемых задач, то можно выделить следующие группы сервисов, востребованных в образовании:


1) сервисы для совместного поиска информации (детские поисковые системы: Гогуль (http://gogul.tv/), AGAKIDS (http://agakids.ru/#section_main и др.)). К ним мы обращаемся для поиска нужной информации (например, при подготовке сообщения для урока);


2) совместное хранение закладок: БобрДобр (http://bobrdobr.ru/), Simbaloo (http://www.symbaloo.com/), «Жемчужное дерево» (http://www.pearltrees.com/). Данные сервисы позволяют создавать закладки на интересные ресурсы, в результате чего можно одним щелчком мыши открывать любую страницу любого ресурса. Это позволяет пользователю систематизировать информацию и делиться ею с другими людьми, публикуя ссылку на свою подборку. Использование таких сервисов позволяет нам не скачивать информацию с сайта на локальный компьютер, а организовать хранение интересных ссылок в Интернете, что намного безопаснее, чем хранить закладки в браузере, который иногда приходится удалять с компьютера по разным причинам. Кроме того, на таком сервисе можно вести поиск ссылок не только внутри своих личных закладок, но и внутри всего массива закладок, созданных разными пользователями. Можно подписаться на все или определённые категории закладок, которые создаёт другой автор или целая группа авторов. С помощью этих сервисов можно собрать коллекцию ссылок на ресурсы, с которыми детям предстоит работать на уроке, и быстро поделиться ею;


3) совместное хранение медиафайлов: Google Drive (https://drive.google.com), Dropbox (https://www.dropbox.com/) — хранение файлов разных форматов; Фликр (http://www.flickr.com/), Фламбер (http://flamber.ru/), Рicasa (https://picasaweb.google.com), Рhotovisi (http://www.photovisi.com/) — фотографии, схемы, рисунки; Slideshare (http://www.slideshare.net/), Calamеo (http://ru.calameo.com), Slideboom (http://www.slideboom.com/) — презентации; YouTube (http://www.youtube.com/) — видео; Scribd (http://ru.scribd.com/), DocMe (http://www.docme.ru/) — текстовые документы. Эти сервисы предоставляют пользователю место для хранения файлов. Как правило, пользователь может управлять своей информацией (загружать и сортировать файлы, создавать папки, присваивать теги, удалять файлы, предоставлять к ним доступ другим пользователям). С помощью таких сервисов учитель формирует подборку различных информационных источников, которые учащиеся анализируют и изучают;


4) совместное создание информационных объектов. Работа с этими сервисами возможна как со стороны педагога (создание материалов, с которыми работают учащиеся: анализируют, изучают, дополняют), так и со стороны детей (совместное наполнение информационного объекта). Существующие сервисы позволяют создавать различные информационные объекты:


– презентации и анимации (Рrezi (http://prezi.com/); Google Docs (https://docs.google.com), PowToon (http://www.powtoon.com/);


– карты знаний, диаграммы, схемы (Вubbl (https://bubbl.us/), Mindomo http://www.mindomo.com/, SpiderScribe (https://www.spiderscribe.net/), Lucidchart (https://www.lucidchart.com), Сacoo (https://cacoo.com);


– текстовые документы (Google Docs (https://docs.google.com);


– таблицы (Google Docs (https://docs.google.com));


– опросы (Google Docs (https://docs.google.com), 99polls (http://ru.99polls.com/);


– ленты времени (http://www.dipity.com/, http://timerime.com);


– карты (http://earth.google.com, http://maps.google.ru), на которых можно разместить метки и фотографии объектов, их описания;


– слайд-шоу (http://photopeach.com/, http://fotofilmi.ru/);


– виртуальные газеты (http://edu.glogster.com/, http://en.linoit.com/, http://wikiwall.ru/, http://paper.li/);


– 3D книги (http://www.zooburst.com/);


– облака слов (http://www.wordle.net/);


– комиксы (http://www.toondoo.com/);


– мэшапы1 (ImageChef http://www.imagechef.com/ic/ru/home.jsp), Аnimoto http://animoto.com/);


5) среда для создания дидактических материалов (ClassTools.net — набор сервисов-шаблонов для создания интерактивных flash-ресурсов (http://www.classtools.net/), LearningApps — конструктор интерактивных заданий (http://learningapps.org/), создание пазлов http://www.jigsawplanet.com/, http://puzzlecreation.ru/), генератор рифм (http://rifmi.ru/, http://rifmakslovu.ru/online-generator-rifm), создание скринкастов2 (http://www.screenr.com/), создание кроссвордов (http://puzzlecup.com/crossword-ru/)). Учитель адресует к созданному дидактическому материалу учащихся через гиперссылку, дети выполняют задания (а может быть и сами их создают);


6) среда для создания учебных курсов (https://eliademy.com/, https://www.edmodo.com/). В такой среде создаются материалы для поддержки всех этапов урока. Учащиеся могут работать с такими материалами дома самостоятельно или в классе под руководством учителя. Для работы с ресурсом учитель создаёт виртуальный класс, в котором регистрирует учащихся;


7) ведение сетевого дневника (Blogger (www.blogger.com). Такой онлайн-дневник может стать площадкой для общения с родителями и учащимися, для проведения урока, для ведения профессионального портфолио (о возможностях блога см. № 6).


Практически все вышеперечисленные сервисы можно использовать в работе с младшими школьниками. При выборе сервиса педагог должен учесть следующее: во-первых, оптимальность сочетания образовательных целей и задач и инструментов сервиса; во-вторых, простоту освоения сервиса и его операциональную доступность для младших школьников. Нет необходимости применять сразу несколько сервисов, достаточно для начала выбрать наиболее простой и отработать с детьми необходимые навыки (загрузка ресурса в браузере, назначение элементов интерфейса, организация совместной работы).






Что нужно знать, приступая к работе с Web 2.0?










Итак, мы определили базовые принципы работы с сервисами Web 2.0 и их образовательные возможности. С чего же начать работу? Конечно же, со знакомства! Как воспитанные люди, мы должны представиться сервису — пройти регистрацию на ресурсе. Как правило, эта несложная процедура включает выбор имени пользователя (или использование своего почтового аккаунта) и пароля, иногда при регистрации дополнительно запрашиваются персональные данные пользователя. Правила регистрации устанавливаются владельцами ресурсов. Не советуем вам указывать при регистрации личную или конфиденциальную информацию (адреса, телефоны и др.). Помните, информация в сети является открытой и доступ к ней может получить кто угодно.


Зачем нужно регистрироваться? Во-первых, большинство сервисов идентифицируют пользователей, чтобы знать авторов создаваемого контента. Таким образом создаваемые вами ресурсы персонифицируются, обретают уникальное имя и право на жизнь в сети. Во-вторых, это позволит вам в дальнейшем разграничить права доступа к созданной информации (вплоть до указания конкретных лиц, которым дано право с ней работать). В-третьих, таким образом администрация ресурса пытается предотвратить множественные регистрации. В-четвёртых, используя указанные при регистрации данные, система может порекомендовать вам ресурсы других пользователей, исходя их ваших интересов.


Сервисы Web 2.0, как и программное обеспечение, могут быть свободно распространяемыми (freeware), условно бесплатными (shareware) и платными. Большинство сервисов Web 2.0 условно бесплатные. Ограничения могут касаться количества создаваемых объектов (например, пользователь может бесплатно создать и сохранить 5 объектов); доступа к инструментам для разработки объектов (например, вы можете вставить фото в объект, но не можете использовать для него анимационные эффекты); наличия рекламы (в бесплатной версии на создаваемом вами объекте будет присутствовать рекламный блок от владельцев ресурса, чтобы от него избавиться, придётся заплатить); предоставляемого для хранения данных объёма (например, GoogleDrive позволяет пользователю бесплатно хранить 15 Гб информации). Как только вы исчерпаете отпущенный владельцем сервиса лимит, вам предложат заплатить определённую сумму за возможность пользоваться всеми его функциями в полном объёме. При этом созданные вами ранее объекты не удаляются, они будут доступны, а вот новые объекты без оплаты требуемой суммы создать уже не удастся. Отметим, что некоторые сервисы предлагают весьма выгодные тарифные планы для образования.


Определённые проблемы в использовании сервиса могу возникать в связи с англоязычным интерфейсом. Чтобы преодолеть трудности, рекомендуем пользоваться браузером, который переводит страницы автоматически (например, GoogleChromе), или найти аналогичный сервис, интерфейс которого поддерживает русский язык. К тому же некоторые англоязычные сервисы не поддерживают ввод кириллического текста либо могут поддерживать русский шрифт определённой гарнитуры. В таком случае рекомендуем либо отказаться от использования такого сервиса, либо использовать вставку картинок с русскоязычным текстом.


К сожалению, владельцы ресурсов иногда принимают решения не в интересах пользователей и прекращают поддержку и продвижение сервиса, о чём, как правило, заблаговременно информируют пользователей. В таком случае лучше перенести свои материалы на другой ресурс, так как есть риск безвозвратно их потерять.


С чего начать?










Первым начинает работу с сервисом учитель.


Шаг 1. Знакомство с возможностями сервисов. Цель такого знакомства — отобрать из существующих сервисов те, которые позволят нам эффективно решить поставленные задачи. В Интернете представлены описания педагогических возможностей сервисов, они дают первоначальное представление о сервисе и помогают нам ориентироваться в их многообразии (см. ссылки на ресурсы в конце статьи).


Шаг 2. Освоение сервиса. Прежде чем рекомендовать тот или иной инструмент учащимся, учителю следует освоить его базовые возможности (знать назначение всех элементов интерфейса, уметь создавать объекты с помощью инструментов сервиса, предоставлять к ним доступ, вносить изменения). Как правило, на YouTube (http://www.youtube.com/) можно найти пошаговые видеоинструкции по работе со многими сервисами. Да и поисковые системы (например,Google) могут оказать неоценимую помощь в поиске разнообразных инструкций.


Шаг 3. Организация сетевой работы учащихся. Алгоритм организации совместной работы с сервисами Web 2.0 достаточно прост: создаём объект для взаимодействия, получаем на него гиперссылку, приглашаем других пользователей к работе, определяем уровень их ответственности.


Как проще всего познакомить учащихся с сервисом? Конечно же, поставить их в ситуацию, когда надо выполнить с помощью сервиса задание. Но для этого учитель проделывает значительную подготовительную работу: создаёт информационный объект (шаблон презентации, текстового документа, таблицы, схемы и т. п.), который становится своеобразной точкой входа; определяет права доступа к нему (для всех, для группы учащихся); определяет степень самостоятельности и ответственности учащихся при работе с ресурсом (соавторы, комментаторы, читатели); получает гиперссылку (код) на созданный объект; продумывает, каким образом передать учащимся гиперссылку (через электронную почту, через текстовое сообщение в системе управления классом — эти способы более надёжны и быстры, можно предложить набрать ссылку в адресной строке (самый медленный и ненадёжный способ) или встроить ссылку (код) в блог; определяет, какие инструкции надо дать учащимся, чтобы они смогли выполнить задание с помощью сервиса (лучше для этого подготовить раздаточный материал).






Подборка ресурсов о сервисах Web 2.0










Кейс Баданова А. Г. «Web-сервисы для образования». На сайте собраны описания сервисов и рекомендации по их использованию в образовании. Режим доступа: https://sites.google.com/site/badanovweb2/home.


Проект «Мой кейс Веб 2.0». В проекте создано более 100 персональных «кейсов Веб 2.0» педагогов и совместно разработаны методические материалы (обучающие инструкции для новичков, примеры работ на сервисах) к 107 сервисам, создано более 500 обучающих материалов («Инструкций для новичков»), более 1000 примеров работ на сервисах. Режим доступа: https://sites.google.com/site/proektmk2/, https://sites.google.com/site/proektmojkejs2/.






Список использованных источников


1. Горошко, Е. И. От образования 2.0 к образованию 3.0: парадигмальный анализ / Е. И. Горошко // Вестник Одесского национального университета. Т. 16. Вып. 10. — 2011. — С. 21–28. Режим доступа:http://archive.nbuv.gov.ua/portal/soc_gum./Vonu_sip/2011_10/pdf/str_021-028.pdf. — Дата доступа: 15.11.2013.


2. Горошко, Е. И. Твиттер как разговор через контекст: от Образования 2.0 к Образованию 3.0? / Е. И. Горошко, С. А. Самойленко // Образовательные технологии и общество. — Казань, 2011. — Т. 14, № 2. — С. 502–530. — Режим доступа: http://www.textology.ru/article.aspx?aId=224. — Дата доступа: 10.10.2013.


3. Факеева, М. И. Использование сервисов Web 2.0. в работе учителя-предметника / М. И. Факеева. — Режим доступа: http://internet-konfweb202011.blogspot.com/2012/02/web-20_22.html. — Дата доступа: 10.10.2013.


4. Ээльмаа, Ю. Горизонтальное обучение в открытых средах: новые формы профессионального развития педагогов / Ю. Ээльмаа. — Режим доступа: https://edugalaxy.intel.ru/?automodule=blog&blogid=522&showentry=4717. — Дата доступа: 10.10.2013.


5. Патаракин, Е. Д. Социальные сервисы Веб 2.0 в помощь учителю / Е. Д. Патаракин. — М. : Интуит.ру, 2007. — 64 с.

Комментариев нет:

Отправить комментарий