Итоги экспериментальной апробации индивидуальных электронных устройств на I ступени общего среднего образования




И. Н. Васильева, начальник управления информационных технологий и электронных образовательных ресурсов НИО

Закончился учебный год, завершилась экспериментальная работа по апробации индивидуальных электронных устройств (ИЭУ) на I ступени общего среднего образования, проводимая с сентября 2011 г. Цель данной статьи — не обсуждение недостатков и достоинств применения компьютеров в начальных классах, а определение круга вопросов, связанных с целесообразностью и эффективностью использования ИЭУ в обучении младших школьников.

Основания для экспериментальной деятельности






Базой для проведения проекта на I ступени общего среднего образования
в 2011/2012 учебном году были 3 школы:
ГУО «Гимназия № 1 г. Новополоцка» Витебской области;
ГУО «Гимназия № 30 г. Минска имени Героя Советского Союза Б. С. Окрестина»;
ГУО «Василишковская средняя школа» Щучинского района Гродненской области;
в 2012/2013 учебном году — 6 школ:
ГУО «Гимназия № 1 г. Новополоцка» Витебской области;
ГУО «Гимназия № 30 г. Минска имени Героя Советского Союза Б. С. Окрестина»;
ГУО «Василишковская средняя школа» Щучинского района Гродненской области;
ГУО «Вороновская средняя школа» Вороновского района Гродненской области;
ГУО «Негневичская средняя школа» Новогрудского района Гродненской области;
ГУО «Средняя школа № 2 г. Орши» Витебской области.
В экспериментальной работе в 2012/2013 учебном году участвовали 10 педагогов (из них: 9 учителей начальных классов и 1 учитель английского языка; 30 % педагогов с первой квалификационной категорией, 70 % — с высшей; 80 % педагогов имеют стаж свыше 20 лет). Численность учащихся экспериментальных классов в 2012/2013 учебном году — 191 (9 классов). Экспериментальная деятельность в 2012/2013 учебном году осуществлялась в соответствии с приказами Министерства образования Республики Беларусь «О порядке осуществ-ления экспериментальной и инновационной деятельности в 2012/2013 учебном году» от 09.07.2012 № 546; «О внесении изменения и дополнения в приказ Министра образования Республики Беларусь от 09.07.2012 г. № 546» от 28.09.2012 г. № 731.


Основные
направления работы





Апробация ИЭУ на I ступени общего среднего образования осуществлялась на основе модели мобильного обучения «1 ученик : 1 компьютер» («1:1») [1]. В проекте участвовали классы, внедряющие модель «1:1» первый год:
I «А» класс гимназии № 1 г. Новополоцка,
II «Г» и III «В» классы гимназии № 30 г. Минска,
III «А» класс Вороновской СШ,
III класс Негневичской СШ,
II «А» класс СШ № 2 г. Орши;
второй год:
III «А» класс гимназии № 1 г. Новополоцка,
IV «А» класс Василишковской СШ,
IV «А» класс гимназии № 30 г. Минска.
С результатами первого года экспериментальной рабо-
ты можно познакомиться в статье «Апробация модели электронного обучения с использованием индивидуальных электронных устройств на I ступени общего среднего образова-
ния» [2].
Основными направлениями экспериментальной работы в 2012/2013 году стали:
• • осуществление образовательного процесса на I ступени общего среднего образования с использованием ИЭУ,
• • повышение квалификации педагогов и диагностическая работа по изучению эффективности экспериментальной деятельности.








Направление первое: апробация ИЭУ на I ступени общего среднего образования 


Первое направление экспериментальной деятельности включало реализацию модели «1 ученик : 1 компьютер» в условиях классно-урочной системы. В такой модели реализуется деятельностный, личностно ориентированный подход, при которых основное внимание уделяется интерактивной деятельности в «цифровой образовательной среде». Безусловно, важна техническая составляющая такого класса, в котором компьютер становится одним из инструментов обучения [3]. А в качестве средств обучения используются сервисы для сетевого взаимодействия, информационного поиска и создания цифровых объектов. Акцент в такой среде делается на создании информационных объектов учащимися самостоятельно, работу онлайн.
Необходимость учитывать уровень сформированности пользовательских навыков учащихся и работать над их совершенствованием при изучении учебных предметов — отличительная черта использования ИКТ в начальных классах. Поскольку на I ступени общего среднего образования не изучается учебный предмет «Информатика», то для формирования базовых пользовательских навыков в экспериментальных классах проводились факультативные занятия «Развивающая информатика». В дальнейшем пользовательские навыки совершенствовались при решении учебных задач на уроках по учебным предметам. Кроме того, использовался такой приём, как «Технический консультант», т. е. учащиеся, которые имеют хорошие пользовательские навыки, оказывали помощь своим товарищам во время выполнения заданий.
Любой из типов уроков (изучения нового материала; совершенствования знаний и умений; обобщения и систематизации знаний; комбинированный; контроля и коррекции знаний и умений) может быть проведён с применением ИЭУ. В своей деятельности педагоги и учащиеся использовали различные образовательные ресурсы для решения следующих задач:
- отработка навыков (вычислительных, орфографи-
ческих);
- организация совместной работы учащихся над созданием информационного продукта (презентации, анимации, фотофильма, электронной газеты, электронного сообщения);
- осуществление контроля знаний (выполнение тестовых заданий);
- объяснение нового материала (демонстрация презентации, видеоуроков);
- подведение итогов (трансляция экрана с работой товарища).
Педагоги-экспериментаторы активно использовали в своей работе следующие электронные образовательные ресурсы (ЭОР):
• электронные средства обучения:
Математика 2–4 классы (НПЧУП «Инфотриумф»);
Человек и мир. 1–3 классы (ЦИРК БГУ);
Речевой этикет (ЦИРК БГУ);
Математика. 1–5. Спецобразование (НПЧУП «Инфотриумф»);
Развивающие игры и упражнения (ЦИРК БГУ);
Белазар (Belarusian Linguistic Technologies);
Основы безопасности жизнедеятельности. 2–4 классы (ЧУП «Медиум»);
MyTest (А. С. Башлаков);
Человек и мир. 1–2 классы. Мультимедийные презентации к урокам (ОДО «Образовательная компания «Содействие»);
Устный счёт. Мир информатики. 1–2 (ООО «Кирилл и Мефодий»);
Незнайкина грамота (Бука Интертейнмент);
Интерактивная энциклопедия по русскому языку (1С Образовательная коллекция);
Баба Яга учится читать (МедиаХуаз);
Минутки чистописания на уроках русского языка (на основе системы обучения русскому языку Г. А. Бакуниной);
• сетевые сервисы Web 2.0:
https://bubbl.us/ — создание карт ума, написание синквейнов; http:/wikiwall.ru — создание виртуальных стенгазет;
http://animoto.com — создание фильмов;
www.рrezi.com — создание презентаций;
http://linoit.com, http://stixy — виртуальные доски для индивидуальной и групповой работы (составление словесного и картинного плана, характеристики героев);
http://learningapps.org — разработка интерактивных заданий;
http://spiderscribe.net — создание карт ума, схем;
http://www.imagechef.com — создание красочных альбомов с рисунками, фото при выполнении творческих работ;
http://www.loonapix.com/ru — создание фоторамок;
http://photopeach.com — создание фильмов;
Google Drive — создание презентаций, коллажей, работа с интерактивными рабочими листами, проведение опросов и др.;
• интернет-ресурсы информационного типа:
Википедия;
поисковые системы (Яндекс, Google);
Youtube;
http://interneturok.ru — видеотрансляция объяснения нового материала;
http://www.gramota.ru/ — словари;
http://slovari.yandex.ru — словарь разбора слов по составу, словарь ударений;
http://stranamasterov.ru — «Страна Мастеров» и др.;
• интернет-ресурсы для выработки навыков:
http://www.kalyamalya.ru — рисование онлайн;
http://snowflakes.barkleyus.com — вырезание снежинок;
http://rifmi.ru — генератор рифм и др.;
• методические ресурсы / профессиональные сетевые сообщества:
http://nachalka.com — сообщество «Начальная школа»;
http://edugalaxy.intel.ru/ — образовательная галактика Intel®;
http://nachalka.info/ — уроки онлайн Кирилла и Мефодия;
• системы управления классом: NetopSchool. Netop Solution A/S; Classroom Managament.
Многие педагоги активно использовали в своей работе такую форму сетевого взаимодействия с учащимися, родителями и коллегами, как блог. Педагогами созданы:
• образовательные блоги:
http://nata1601.blogspot.com/ — блог Н. М. Матуйзо «В школу с увлечением»;
http://mylessons30.blogspot.com/ — блог И. В. Мясниковой «MY LESSONS»;
http://minsk30gym.blogspot.com/ — блог Е. Л. Кунцевич «Кл@ссный блог»;
• блоги-портфолио:
http://lautonina.blogspot.com/ — блог-портфолио Н. Б. Лауто;
http://lubov30gumn.blogspot.com — блог-портфолио Л. И. Кривошея.
В классах, работающих по экспериментальному проекту второй год, кроме использования ИЭУ в рамках классно-урочной системы, было реализовано проектное обучение. В частности, педагогами были реализованы учебные проекты «Мой любимый город» (совместный проект учителя английского языка И. В. Мясниковой и учителя IV класса Е. Л. Кунцевич) и «Шаг навстречу» (совместный проект учителей I класса О. Н. Боровковой и III класса Н. В. Кондратьевой). В ходе проекта «Мой любимый город» учащиеся изучали историю Минска и составляли виртуальную экскурсию с помощью карт Google на английском языке. «Шаг навстречу» — это социальный проект, в ходе которого третьеклассники изготавливали закладки для первоклассников. Материалы по организации проектной деятельности учащихся размещены на страницах Вики: учебный проект «Мой любимый город» (режим доступа: http://mylessons30.blogspot.com/p/blog-page_1101.html, http://goo.gl/SEFfo); учебный проект «Шаг навстречу» (режим доступа: http://goo.gl/WNhu2).
Педагогами создано более 40 разработок, среди которых конспекты уроков с использованием ИЭУ, интерактивные задания, тесты, викторины, задания для совместной работы, презентации, кроссворды, ребусы, карты ума, созданные с помощью ИКТ.






Направление второе: повышение квалификации педагогов










На протяжении 2012/2013 учебного года с педагогами, участниками экспериментального проекта, проводились консультации и очное обучение (повышение квалификации). На базе учебного класса Белорусско-индийского центра Парка высоких технологии научными руководителями проекта и сотрудниками управления информационных технологий и электронных образовательных ресурсов были проведены следующие тренинги:


«Организация модели обучения с использованием индивидуальных электронных устройств. Конструирование урока с использованием ИКТ. Виды учебных работ (форм организации обучения)»;


«Организация проектной деятельности средствами ИКТ в среде электронного обучения класса “1 ученик : 1 компьютер”»;


«Проектирование урока в электронной образовательной среде»;


«Образовательный блог (сайт) как средство обучения».


Для обучения педагогов были созданы ресурсы:


http://masterklass-blog-pedagoga.blogspot.com/ — блог мастер-класса «Я веду образовательный блог»;


https://sites.google.com/site/mklasssgs/ — сайт мастер-класса «Создание GoogleSites».


В дистанционном режиме для сопровождения педагогов-экспериментаторов и оказания методической поддержки в течение 2012/2013 учебного года работало сетевое модерируемое сообщество Google+ «INTELBelarus» (http://goo.gl/IQcA2). Также участники проекта непрерывно осуществляли повышение квалификации очно на базе региональных институтов развития образования и в дистанционной форме. В целях обмена накопленным опытом педагогами были проведены 17 открытых уроков (О. Н. Боровкова, Н. В. Кондратьева, Л. И. Кривошея, Н. Б. Лауто, К. Ю. Добрилко, Н. М. Матуйзо, С. И. Юргель), 8 мастер-классов (Н. Б. Лауто, К. Ю. Добрилко, Н. М. Матуйзо, С. И. Юргель), лекции для студентов (И. В. Мясникова, Н. Б. Лауто).






Направление третье: диагностическая работа 




Хочется отметить, что эволюция системы оценки воздействия средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в сфере образования заключается в переходе от оценки, направленной на определение доступности ИКТ (соотношение количества учеников и компьютеров, доступность широкополосного Интернета) к оценке, определяющей воздействие ИКТ на процесс обучения. Методики оценки чаще всего связываются с результатами обучения и стратегией обучения. Существует ошибочный стереотип в оценке эффективности ИКТ в обучении. Многие считают, что если мы используем в обучении компьютер, то это должно обеспечивать рост уровня обученности. Но давайте задумаемся о том, что компьютер — это всего лишь одно из средств обучения. Использование ИЭУ в начальных классах носит характер «пронизывающего обучения» и жёстко регламентируется санитарно-гигиеническими нормами (СанПиН 9-131). Поэтому вряд ли возможно говорить о значительном повышении уровня обученности в условиях использования ИЭУ в режиме 2–4 урока в неделю по 15 минут. Эффективность использования ИКТ необходимо связать с качественными изменениями информационно-образовательной среды, направленными на достижение нового качества образования; возможностью решать более широкий круг образовательных задач; расширением спектра предоставляемых школой образовательных услуг.
В ходе апробации мы исходили из предположения о том, что использование ИЭУ в образовательном процессе учреждений общего среднего образования будет целесообразным, если в процессе обучения:
1) обеспечивается развитие положительной мотивации учебной деятельности учащихся (к изучению учебных предметов);
2) наблюдается положительная динамика в результатах учебной деятельности учащихся по учебным предметам (по результатам промежуточного и итогового контроля);
3) не ухудшается функциональное состояние учащихся;
4) совершенствуется ИКТ-компетентность педагогов;
5) у субъектов образовательного процесса наблюдается положительное отношение к использованию ИЭУ.
Согласно указанным критериям и определялась эффективность экспериментальной работы. Фактически в качестве оценочных выступают три индикатора: образовательные результаты, компетенция педагогов и факторы среды.


Образовательные результаты


Обработка данных первичной диагностики учащихся экспериментальной группы (ЭГ) и контрольной группы (КГ) по изучению мотивации (методика оценки уровня школьной мотивации Н. Г. Лускановой), показала, что среди учащихся II–III классов, участвующих в проекте первый год, в ЭГ наблюдается положительная динамика на конец учебного года (рис. 1). Выборка составила в ЭГ 42/47 человек, в КГ — 45/47 человек. Почти две трети учащихся (62 %) достигли 5-го уровня мотивации (максимально высокий уровень школьной мотивации, учебной активности), на 6 % увеличилось число учащихся в 4-м уровнем мотивации (хорошая школьная мотивация); нет учащихся со 2-м уровнем мотивации (низкая школьная мотивация).




В КГ (рис. 2) наблюдается отрицательная динамика в распределении учащихся по 3-му и 5-му уровням школьной мотивации: на 10 % увеличилось число учащихся с 3-м уровнем школьной мотивации (положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами); на 21 % сократилось число учащихся с 5-м уровнем мотивации (максимально высокий уровень школьной мотивации, учебной активности); нет уменьшения числа учащихся со 2-м уровнем мотивации (низкая школьная мотивация). Положительная динамика прослеживается в увеличении на 12 % числа учащихся с 4-м уровнем мотивации (хорошая школьная мотивация).








Определение уровня мотивации учащихся III–IV классов проводилось по опроснику мотивации (А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.). Выборка составила ЭГ — 59/58 человек, КГ — 53/56 человек. По результатам опроса учащиеся были распределены по 5 интегративным шкалам: учебно-познавательная; социальная (широкие социальные мотивы + мотивация самоопределения в социальном аспекте); внешняя мотивация (прагматическая утилитарная); социальная (стремление к одобрению + позиционный мотив); негативное отношение к школе. Внутри каждой шкалы были выделены крайне низкий (до 8 баллов), низкий (9–12 баллов), средний (13–20 баллов) и высокий (выше 20 баллов) уровни сформированности мотивации.
Положительная динамика в ЭГ наблюдается по следующим показателям (рис. 3, 4):






– негативное отношение к школе: к концу года в ЭГ нет учащихся с высоким уровнем негативного отношения к школе и сократилось на 5 % число учащихся со средним уровнем негативного отношения к школе, в то же время на 8 % выросло число учащихся с низким уровнем негативного отношения к школе;
– социальная мотивация (стремление к одобрению и позиционный мотив): уменьшилось число учащихся с высоким уровнем социальной мотивации, ориентированных на одобрение со стороны взрослых и утверждение среди одноклассников;
– социальная мотивация (широкие социальные мотивы и самоопределение): увеличилось на 3 % число учащихся с высоким уровнем, осознающих учение как долг перед обществом и ориентированных на то, чтобы в будущем принести пользу обществу; среди ЭГ нет учащихся с низким уровнем такой мотивации;
– внешняя мотивация: в 2 раза сократилось число учащихся, имеющих высокий уровень внешней мотивации; на 20 % увеличилось число учащихся, имеющих средний уровень внешней мотивации, нет динамики в числе учащихся с низким уровнем внешней мотивации;
– учебно-познавательная мотивация: увеличилось число учащихся с высоким уровнем учебно-познавательной мотивации на 9 %, нет группы учащихся с низким уровнем мотивации.
Положительная динамика в КГ (рис. 5, 6) наблюдается по следующим показателям:
– внешняя мотивация: на 23 % сократилось число учащихся, имеющих высокий уровень внешней мотивации;
– негативное отношение к школе: к концу года на 1 % увеличилось число учащихся с низким уровнем;
– социальная мотивация (одобрение и позиция): наблюдается незначительный рост числа детей с низким уровнем на 4 %;
– учебно-познавательная мотивация: на 5 % выросло число учащихся с высоким уровнем учебно-познавательной мотивации; на 2 % сократилось число учащихся с низким уровнем мотивации.
Отрицательная динамика в КГ наблюдается по следующим показателям:
– социальная мотивация (одобрение и позиция): наблюдается незначительный рост числа детей с высоким уровнем на 2 %;
– социальная мотивация (широкие социальные мотивы и самоопределение): сократилось число детей с высоким уровнем на 3 %; выделилась группа детей с низким уровнем мотивации (2 %).
В КГ наблюдается незначительная положительная динамика по отдельным показателям.
Данные исследования мотивации позволят констатировать, что в ЭГ наблюдается положительная динамика по всем типам и уровням мотивации. В КГ ситуация менее стабильна, есть положительная и отрицательная динамика.










Динамика учебных достижений учащихся представлена на рисунках 7 и 8. В ЭГ наблюдается положительная динамика: на 8 % увеличилось число учащихся, имеющих высокий уровень учебных достижений за счёт уменьшения числа учащихся, имеющих достаточный уровень; на 1 % уменьшилось число учащихся, имеющих средний и удовлетворительный уровни учебных достижений.
В КГ также наблюдается положительная динамика в распределении учащихся, имеющих высокий и достаточный уровень учебных достижений, на 10 % увеличилось число учащихся с высоким уровнем достижений. Число учащихся, имеющих средний и удовлетворительный уровни, осталось без изменений.
Если сравнивать средний балл учащихся, то в КГ он увеличился к концу года на 0,18, в ЭГ — на 0,21.
Вывод: при положительной динамике в ЭГ и КГ существенных различий в уровнях учебных достижений учащихся КГ и ЭГ не выявлено.
Для изучения общеучебных умений учащихся была проведена диагностика словесно-логического мышления, информационных умений, умения сотрудничать.
Словесно-логическое мышление (изучались общая осведомлённость ребёнка, умения классифицировать понятия, устанавливать закономерности по аналогии, обобщать понятия) является основой для формирования учебно-познавательных и информационных умений. Диагностика словесно-логического мышления проводилась по методике «Словесные субтесты» (Э. Ф. Замбацявичене, 1984, в адаптации Л. И. Переслени, Е. М. Мастюкова, Л. Ф. Чупрова, 1989) (краткий вариант для I класса и полный вариант для II–IV классов). В ходе диагностики учащиеся распределялись по четырём уровням успешности (УУ) в зависимости от количества попыток выполнения заданий и баллов, набранных за ответы на задания субтестов. Полученные данные по II–IV классам приведены на рисунках 9 и 10. Выборка составила в ЭГ 119/134 человек, в КГ 110/125 человек.
В ЭГ наблюдается положительная динамика: на 7 % соответственно увеличилось число учащихся, имеющих 4-й и 3-й уровни успешности (УУ); вдвое сократилось число учащихся со 2-м УУ, нет учащихся с 1-м УУ.










В КГ наблюдается положительная динамика в увеличении на 13 % числа учащихся с 3-м УУ; уменьшении на 5 % соответственно числа учащихся со 2-м и 1-м УУ. В то же время по 4-му УУ наблюдается отрицательная динамика: число учащихся уменьшилось на 3 %.
Для изучения особенностей словесно-логического мышления учащихся I класса гимназии № 1 г. Новополоцка использовался краткий вариант методики «Словесные субтесты». Выборка составила в ЭГ — 22 человека, в КГ — 24 человека. Результаты диагностики приведены на рисунках 11 и 12.
В ЭГ наблюдается положительная динамика в успешности учащихся: на 37 % возросло число учащихся с 4-м УУ, нет учащихся со 2-м УУ, уменьшилось на 23 % число учащихся с 3-м УУ.
В КГ наблюдается положительная динамика: на 38 % выросло число учащихся с 4-м УУ за счёт сокращения числа учащихся с 3-м и 2-м УУ. В то же время отрицательная динамика зафиксирована среди учащихся 1-го УУ: их число выросло на 9 %.
Изучение сформированности информационных умений проходило с помощью методики С. Ю. Прохоровой для диагностики ИКТ-компетентности младших школьников. Из данной методики нами были выбраны задания на установление следующих умений: работать с источниками информации, выделять недостоверные и сомнительные элементы в информации и делать информацию достоверной, работать со средствами Интернет. Результативность задания оценивалась в баллах. По количеству набранных баллов определялись уровни сформированности умений: высокий, выше среднего, средний и низкий. Анализ полученных результатов проводился на выборке учащихся III классов: 34/36 человек в ЭГ и 37/37 человек в КГ (рис. 13, 14). В ЭГ наблюдается положительная динамика: на 35 % увеличилось число учащихся с высоким уровнем сформированности информационных умений, уменьшилось на 30 % число учащихся со средним уровнем. В КГ наблюдается положительная динамика в отношении числа учащихся со средним и выше среднего уровнями сформированности информационных умений (рост на 7 % и 6 % соответственно) и низким уровнем (сокращение на 5 %). Отрицательная динамика проявляется в уменьшении числа учащихся с высоким уровнем сформированности информационных умений на 7 %.




Умение сотрудничать и взаимодействовать с другими является одним из ключевых в XXI веке. В модели «1:1» организация учебного сотрудничества — одна из продуктивных форм организации учебного занятия. Для диагностики данного умения в III–IV классах были использованы методики «Совместная сортировка» (Г. В. Бурменская) и «Кто прав?» (Г. А. Цукерман). Существенных различий в сформированности умений согласовывать усилия в процессе организации и осуществления сотрудничества (по методике «Совместная сортировка») и учитывать позицию собеседника (по методике «Кто прав?») среди учащихся ЭГ и КГ не выявлено.




Опрос учащихся экспериментального класса по окончании учебного года позволил определить, какие виды работ с использованием ИКТ они выполняют. Выборка составила 161 школьник. Данные о видах заданий, которые выполняют дети с использованием нетбуков, приведены на рисунке 15.
Ответы учащихся на вопрос «Что тебе больше всего нравится делать на нетбуке во время урока?»:
– презентации (24 %);
– тесты (23 %);
– работать с тренажёрами (17 %);
– создавать рисунки (16 %);
– работать по заданию учителя (13 %);
– работать в блоге класса (7 %, учащиеся II «Г» класса гимназии № 30 г. Минска);
– работать с «облаком слов» (6 %, учащиеся III «Г» класса гимназии № 1 г. Новополоцка);
– составлять «карты ума» (5 %);
– синквейны (4 %).
Отметим, что наиболее интересными для детей стали совместная подготовка презентации (14 % от общего числа респондентов); работа с тренажёрами, рисование и работа в группе (по 12 %).
Мнение учащихся об обучении с помощью компьютера представлено на рисунке 16.
Вывод: участие в проекте способствовало повышению уровня компьютерной грамотности детей, повышению интереса к учебным занятиям; более осознанному использованию компьютера как инструмента для осуществления учебной деятельности.


ИТК-комплектность педагогов






Анализ протоколов наблюдений за деятельностью учителя на учебном занятии в ЭГ показывает, что учителя в преподавании гибко варьируют стили общения с учащимися, методически целесообразно планируют и осуществляют работу учащихся с электронными образовательными ресурсами (ЭОР), большое внимание на уроках уделяют формированию у учащихся навыков по обработке информации, созданию собственных продуктов учебной деятельности, организации самостоятельной работы учащихся с ЭОР; групповым формам работы.
Отмечая роль нетбуков в решении образовательных задач педагоги считают, что использование нетбуков способствует:
– воспитанию у мдадших школьников самостоятельности, ответственности и чувства взаимопомощи;
– развитию у них навыков сотрудничества;
– выработке прочных учебных умений;
– эффективной организации деятельности учащихся;
– оперативному мониторингу достижений школьников;
– активизации психических процессов.








Мнение педагогов о том, как проект повлиял на учащихся, представлено на рисунке 17.
Педагоги также высказали своё мнение об изменениях, которые произошли в их методике преподавания, и своё отношении к модели «1:1» (рис. 18).
Предложения и рекомендации педагогов по улучшению модели «1:1»:
• в области подготовки педагогов к работе по модели «1:1»:
– знакомить учителей с новыми сервисами и работе с ними (не хватает времени на самостоятельное освоение сервисов);
– начинать подготовку специалистов к работе по модели со студенческой скамьи;
• в области технической поддержки:
– замена батареи для увеличения времени работы нетбука без подзарядки;
– усовершенствовать технические характеристики нетбуков, комплектовать классы нетбуками по количеству детей («1:1»);
• в области организационных условий обучения:
– продумать возможность продолжения обучения по модели «1:1» в среднем звене;
– хранить и пользоваться нетбуками в одном учебном кабинете (не перемещая из класса в класс).
Участие в проекте позволило педагогам целенаправленно совершенствовать своё мастерство, иметь оперативный адресный доступ к требуемой информации учебного, методического и организационного характера.




Участниками экспериментального проекта накоплен значительный опыт по организации образовательного процесса с использованием индивидуальных электронных устройств:
- в гимназии № 1 г. Новополоцка:
обучение детей 6–7 лет первоначальным пользовательским умениям (О. Н. Боровкова, Н. В. Кондратьева);
использование технологии развития критического мышления (Н. В. Кондратьева);
- в гимназии № 30 г. Минска:
использование образовательных блогов в работе с младшими школьниками (И. В. Мясникова, Е. Л. Кунцевич, Л. И. Кривошея);
использование интерактивной доски (Т. Э. Колтуновская);
организация межпредметных учебных проектов (И. В. Мясникова, Е. Л. Кунцевич);
- в СШ № 2 г. Орши и Василишковской СШ:
опыт организации сетевого сотрудничества учащихся (Н. Б. Лауто, К. Ю. Добрилко), проведения парковых уроков (С. А. Ханько);
разработка интерактивных заданий (Н. Б. Лауто);
- в Негневичской СШ:
опыт использования электронных средств обучения и авторских электронных материалов на различных этапах урока (С. И. Юргель);
- в Вороновской СШ:
опыт организации самостоятельной работы учащихся по созданию информационных объектов (Н. М. Матуйзо).


Факторы среды






Анкетирование администрации школы (опрошено 6 человек) показало, что в учреждениях образования произошли положительные изменения в отношении мотивации педагогов и учащихся, их творческой самореализации, расширения возможностей в выборе форм и методов преподавания, укрепления материально-технической базы и имиджа школы. Для продолжения работы по модели в учреждении образования, по мнению опрошенных, необходимо:
- организовать обучение педагогов;
- проводить работу с родителями;
- распространить модель на среднее звено;
- увеличить количество учителей, работающих по модели;
- распространять опыт педагогов-апробаторов.
Все опрошенные отметили, что модель соответствует потребностям их учреждения образования.
Для того чтобы извлечь максимум возможностей модели «1:1», респонденты предложили:
- работать по модели с учащимися с I по XI класс;
- использовать её в работе с одарёнными и высокомотивированными учащимися;
- шире использовать модель в организации проектной и исследовательской деятельности;
- организовывать практические семинары по обмену опытом;
- организовать обучение учителей и расширить их число.
Наиболее ценным в данной модели респонденты назвали:
- заинтересованность педагогов в повышении компетентности (в том числе путём самообразования);
- совершенствование навыков использования ИКТ;
- улучшение результативности образовательного процесса; положительный имидж школы;
- повышение активности учащихся и педагогов в выполнении творческих проектов, исследовательских работ;
- новое осмысление коллективом возможностей ИКТ.
Все опрошенные указали на заинтересованность педагогического коллектива во внедрении модели «1:1».
Респонденты обозначили круг проблем, с которыми столк-
нулись учреждения образования:
– отсутствие квалифицированной технической поддержки,
– консерватизм отдельных учителей,
– недостаточная оснащённость компьютерной техникой,
– маленький канал связи для доступа в Интернет;
– обилие документации;
– отсутствие обучения резерва кадрового состава (обучение прошли только 2 педагога школы).




Мнение родителей о модели «1:1» представлено на рисунке 19. Большинство родителей (более 90 %) согласились с тем, что приобретение ребёнком навыков работы на компьютере необходимо в современном мире. Большинство из них (85 %) порекомендовали бы своим знакомым включить своего ребёнка в аналогичный проект. Родители отметили, что детям стало интереснее учиться (78 %), у них развились творческие способности (67 %), стали учитываться индивидуальные особенности ребёнка (46 %). Вместе с тем только половина опрошенных (48 %) согласились пользоваться школьным ноутбуком дома, а треть опрошенных не согласны. Только третья часть родителей согласны с тем, что ребёнок стал меньше времени затрачивать на выполнение домашнего задания.
Также отдельные родители (53 % от опрошенных) высказали своё мнение о целесообразности проекта и об необходимых изменениях. Предложения родителей:
- заключить письменный договор с родителями, в котором оговорить:
1) каким образом и по каким показателям, за какой период будет оцениваться улучшение или ухудшение качества обучения;
2) кто отвечает за вопросы безопасности ребёнка и сохранность оборудования, приобретённого за счёт родителей;
3) вопросы обслуживания оборудования (зарядка батареи, контроль за отсутствием вредоносных программ, установка необходимых программ);
Мнение родителей о модели «1:1» представлено на рисунке 19. Большинство родителей (более 90 %) согласились с тем, что приобретение ребёнком навыков работы на компьютере необходимо в современном мире. Большинство из них (85 %) порекомендовали бы своим знакомым включить своего ребёнка в аналогичный проект. Родители отметили, что детям стало интереснее учиться (78 %), у них развились творческие способности (67 %), стали учитываться индивидуальные особенности ребёнка (46 %). Вместе с тем только половина опрошенных (48 %) согласились пользоваться школьным ноутбуком дома, а треть опрошенных не согласны. Только третья часть родителей согласны с тем, что ребёнок стал меньше времени затрачивать на выполнение домашнего задания.
Также отдельные родители (53 % от опрошенных) высказали своё мнение о целесообразности проекта и об необходимых изменениях. Предложения родителей:
- заключить письменный договор с родителями, в котором оговорить:
1) каким образом и по каким показателям, за какой период будет оцениваться улучшение или ухудшение качества обучения;
2) кто отвечает за вопросы безопасности ребёнка и сохранность оборудования, приобретённого за счёт родителей;
3) вопросы обслуживания оборудования (зарядка батареи, контроль за отсутствием вредоносных программ, установка необходимых программ);
- провести в каждую школу Интернет;
- увеличить время работы на нетбуках / активнее использовать нетбуки;
- осуществлять индивидуальный подход в выборе заданий, использовать более отлаженную систему контроля знаний;
- использовать синтезированный метод обучения, в котором есть книга и компьютер;
- предоставить возможность работать со школьным нетбуком дома;
- использовать в обучении ноутбуки более современного образца;
- использовать больше игровых и красочных компонентов в проекте;
- завести электронный дневник;
- продолжить проект в старших классах;
- провести курсы с родителями, чтобы они могли дома выполнять задания вместе с детьми на компьютере;
- дозировать нагрузку на ребёнка (она должна быть умеренной, а вред здоровью — минимальным, время обучения на компьютере не должно превышать предельно допустимых норм).
Большинство родителей поддерживают идею внедрения модели с использованием ИЭУ. Однако есть такие, которые высказывают свои сомнения в отношении сохранения здоровья детей, увеличения нагрузки на ребёнка. Целесообразно организовать использование модели на альтернативной основе: предоставлять родителям возможность выбирать, будет ли ребёнок учиться с нетбуком или в обычном классе. Необходимо активнее включать родителей в экспериментальный проект: провести открытые уроки, организовывать совместные детско-родительские учебные проекты.
В ЭГ наблюдается положительная динамика в отношении следующих показателей:
– мотивация учения;
– учебные достижения;
– общеучебные умения и навыки (словесно-логическое мышление и информационные умения);
– состояние здоровья учащихся;
– рост ИКТ-компетентности педагогов;
– удовлетворение образовательных запросов субъектов образовательного процесса.
Таким образом выдвинутую гипотезу можно считать эмпирически подтверждённой.
Использование ИЭУ эффективно для решения целого класса образовательных задач:
- интенсификации процесса обучения,
- формирования глубоких знаний,
- выработки умений и навыков,
- дифференциации и индивидуализации обучения,
- рациональной организации времени урока,
- адаптации учащихся к социокультурной среде,
- повышения их конкурентоспособности,
- формирования навыков исследовательской и проектной деятельности и др. провести в каждую школу Интернет;
- увеличить время работы на нетбуках / активнее использовать нетбуки;
- осуществлять индивидуальный подход в выборе заданий, использовать более отлаженную систему контроля знаний;
- использовать синтезированный метод обучения, в котором есть книга и компьютер;
- предоставить возможность работать со школьным нетбуком дома;
- использовать в обучении ноутбуки более современного образца;
- использовать больше игровых и красочных компонентов в проекте;
- завести электронный дневник;
- продолжить проект в старших классах;
- провести курсы с родителями, чтобы они могли дома выполнять задания вместе с детьми на компьютере;
- дозировать нагрузку на ребёнка (она должна быть умеренной, а вред здоровью — минимальным, время обучения на компьютере не должно превышать предельно допустимых норм).
Большинство родителей поддерживают идею внедрения модели с использованием ИЭУ. Однако есть такие, которые высказывают свои сомнения в отношении сохранения здоровья детей, увеличения нагрузки на ребёнка. Целесообразно организовать использование модели на альтернативной основе: предоставлять родителям возможность выбирать, будет ли ребёнок учиться с нетбуком или в обычном классе. Необходимо активнее включать родителей в экспериментальный проект: провести открытые уроки, организовывать совместные детско-родительские учебные проекты.
В ЭГ наблюдается положительная динамика в отношении следующих показателей:
– мотивация учения;
– учебные достижения;
– общеучебные умения и навыки (словесно-логическое мышление и информационные умения);
– состояние здоровья учащихся;
– рост ИКТ-компетентности педагогов;
– удовлетворение образовательных запросов субъектов образовательного процесса.
Таким образом выдвинутую гипотезу можно считать эмпирически подтверждённой.
Использование ИЭУ эффективно для решения целого класса образовательных задач:
- интенсификации процесса обучения,
- формирования глубоких знаний,
- выработки умений и навыков,
- дифференциации и индивидуализации обучения,
- рациональной организации времени урока,
- адаптации учащихся к социокультурной среде,
- повышения их конкурентоспособности,
- формирования навыков исследовательской и проектной деятельности и др.


Продолжение следует






Результаты экспериментальной деятельности будут востребованы в массовой образовательной практике. Ключевыми потребителями образовательных технологий, разработанных в рамках экспериментальной работы на I ступени общего среднего образования, являются учителя начальных классов.
Основной механизм внедрения полученных результатов — организация действующих на постоянной основе курсов повышения квалификации учителей начальных классов и проведение семинаров. Такие мероприятия позволят освоить предлагаемую методику и строить учебный процесс на основе модели обучения с использованием ИЭУ.
Для успешного использования ИЭУ необходимо создать следующие организационно-педагогические условия:
1) разработать стратегию внедрения ИЭУ на каждой ступени образования в конкретном учреждении образования;
2) обеспечить учащихся и педагогов необходимым техничес-
ким оборудованием (1 ноутбук на каждого учащегося, 1 ноутбук для педагога, 1 комплект проекционного оборудования, интерактивная доска (желательно), веб-камера, документ-камера, видеокамера);
3) определить процедуры доступа, хранения и зоны ответственности за оборудование;
4) регулярно осуществлять целевое повышение квалификации педагогов по следующим направлениям:
– информационные и образовательные технологии XXI века;
– конструирование уроков в модели 1:1;
– проектирование деятельности учащихся в модели 1:1;
– проектная деятельность в информационной образовательной среде XXI века;
– технология развития критического мышления;
– Веб 2.0 в образовании;
– формирующее оценивание.
За основу разработки курсов может быть взят опыт реализации проекта компании Intel «Инновации в образовании»;
5) регулярно проводить мероприятия для родителей (открытые уроки, собрания);
6) обеспечить квалифицированное психолого-педагогическое и медицинское сопровождение педагогов и учащихся;
7) обеспечить техническую поддержку оборудования (установку-наладку программного обеспечения, зарядку ноутбуков и т. п.).
Для дальнейшего развития результатов целесообразно организовать серию семинаров по данной проблематике для широкой педагогической общественности, организовать целевые курсы в системе повышения квалификации, а также продолжить работу в этом направлении, сконцентрировав усилия на проблемах обеспечения преемственности между I и II ступенями общего среднего образования, выстраивании стратегии развития среды электронного обучения в масштабе учреждения образования; разработке механизмов передачи и распространения опыта педагогов-апробаторов.
По мнению Б. Б. Ярмахова, модель «1 ученик : 1 компьютер» не только открывает новые возможности для обучения школьников, она заставляет по-новому взглянуть на многие традиционные черты уклада школьной жизни. Движение по созданию среды мобильного обучения — это явление прежде всего педагогического характера. Оно затрагивает фундаментальные основы, связанные с формированием знаний учащихся, развитием их способностей, востребованных в XXI веке. И в то же время оно ставит перед школой задачу выведения на современный уровень всех процессов информационного обмена:
– документооборота,
– учёта посещаемости и успеваемости,
– мониторинга состояния здоровья школьников,
– факторов их психологического состояния и анализа их социального окружения.
Всё это говорит о «необходимости школы стать “умной”, научиться работать с информацией, на основе которой принимаются решения» [1, с. 97–98].
Согласно решению Экспертного совета НМУ «Национальный институт образования» работа по внедрению модели обучения с использованием ИЭУ будет продолжена в инновационном режиме. В ходе инновационной деятельности усилия участников проекта будут направлены:
- на обеспечение преемственности между I и II ступенями общего среднего образования, проектирование стратегии развития ИОС учреждения образования;
- изучение дидактических возможностей модели обучения с использованием ИЭУ;
- разработку механизмов передачи и распространения опыта педагогов-апробаторов по внедрению модели обучения с использованием ИЭУ в образовательную практику.


Список использованной литературы


1. Ярмахов, Б. Б. «1 ученик : 1 компьютер» — образовательная модель мобильного обучения в школе / Б. Б. Ярмахов. — М., 2012. — 236 с.

2. Сорока, О. Г. Апробация модели электронного обучения с использованием индивидуальных электронных устройств на I ступени общего среднего образования / О. Г. Сорока, И. Н. Васильева // Пачатковая школа. — 2013. — № 1. — С. 42–45.

3. Васильева, И. Н. Создание среды электронного обучения на первой ступени общего среднего образования / И. Н. Васильева, О. Г. Сорока // Пачатковае навучанне: сям’я, дзіцячы сад, школа: Университет педагогического самообразования. — 2013. — № 1. — С. 1–15.

Комментариев нет:

Отправить комментарий