Для чего нам нужен блог класса?


О. Г. Сорока, кандидат педагогических наук,
доцент БГПУ

Блог класса... Для учителя — это... что? Дополнительная нагрузка? Пустая трата времени? Никто не ведёт и мне не надо, зачем выделяться?.. Так скажут многие. Мы же не будем тратить время на спор с противниками блогов в образовании, просто попробуем разобраться в том, зачем учителю начальных классов вести блог класса и какие риски возможны при этом.
Для чего блог класса нужен учителю? Работая над конспектом, мы придирчиво отбираем методы и приёмы, позволяющие оперативно решить образовательные задачи и создать свой неповторимый стиль ведения урока. Может ли блог стать таким же эффективным инструментом в технологическом арсенале современного педагога?
Блог является динамичной и действенной формой взаимодействия участников образовательного процесса. С помощью блога можно решать ряд задач: вести внеклассную работу по учебным предметам, публиковать творческие работы учащихся, формировать культуру безопасного поведения в сети, своевременно информировать родителей о происходящих в классе событиях, найти единомышленников для участия в проекте, исследовании.
Как правило, начинающим блого-педагогам хочется собрать в одном месте всё и сразу: своё портфолио, портфолио учеников, материалы к уроку, памятки для родителей, летопись жизни класса... Можно так и сделать, но найти адресную информацию в таком блоге читателю будет нелегко. Поэтому лучше сдержать свой творческий порыв и подумать о целях создания и читательской аудитории блога.
Адресатами блога в первую очередь являются учащиеся класса и их родители. Главная задача блога класса — создать информационное поле для сотрудничества и взаимодействия.
Определяя цели создания блога класса, можно выделить два направления: поддержка учебного процесса и воспитательная работа. В рамках первого направления в блоге представляются материалы к урокам, ссылки на детские работы, интерактивные задания, памятки для учащихся. В рамках второго — летопись жизни класса, информационные сообщения и памятки для родителей. Возможно, это будут два разных блога. Одно можно сказать определённо: портфолио педагога в блоге класса не место. Для него лучше создать отдельный блог. Портфолио детских работ целесообразнее также вести в отдельных блогах, а в блоге класса разместить страничку со ссылками на портфолио.
В русле указанных выше направлений и будут строиться модели использования блога.
Модели использования блога для поддержки учебного процесса
Модель блог-урока. 
Учитель размещает в нём материал учебного предмета. Варианты использования такого блога должны отражать логику изучения темы: целеполагание (мотивация), объяснение материала, закрепление, обобщение и контроль.
Обращение к материалам блог-урока целесообразно при наличии подключения Интернета в классе.
Вариант 1. Блог как точка входа в урок, основа для создания мотивации и постановки целей предстоящей деятельности. 
Для такого урока подбираем материал, который позволит увлечь детей: интересное видео об изучаемых событиях, противоречивые факты, загадки. Вариантов заданий может быть много, их главная задача — побудить детей высказать своё мнение. Задача учителя — помочь ученикам из высказываний вычленить цель урока, понять важность изучаемой темы.
Вариант 2. Блог как площадка для организации познавательной деятельности учащихся. 
При таком подходе блог является средством для объяснения материала. Основной акцент в процессе объяснения делается на самостоятельной работе учащихся с информационными объектами. В блоге размещаются: во-первых, материалы, с которыми дети должны познакомиться (проанализировать, сравнить); во-вторых, инструкция по работе с данным материалом; в-третьих, инструкция (или задание) по созданию учениками своего информационного продукта (это может быть краткий комментарий в блоге, презентация, размещённая на стороннем ресурсе или «карта ума»). На основе найденной самостоятельно (или по ссылкам учителя) и перерабатываемой прямо на уроке информации ученики создают новое учебное содержание, новый уникальный контент, который понятен и актуален для учащихся данного конкретного класса. Созданные детьми информационные продукты учитель может собрать на отдельной странице блога (вот и готов материал для повторения по теме!).
В таком случае последовательность и объём заданий — это своеобразный интерактивный план урока.
С помощью блога можно организовать групповую работу учащихся. Учитель предварительно составляет план работы в группе, который может быть размещён на доске или непосредственно на страницах блога. Каждая группа выполняет задания и презентует полученный продукт классу. Результаты работы групп также можно публиковать на отдельных страницах блога. Значимость работы значительно возрастёт, если одноклассники оценят её с помощью комментария.
Вариант 3. Блог на этапе закрепления материала. Для закрепления материала учитель может разместить в блоге разно-
образные интерактивные задания (например, созданные самим педагогом с помощью конструктора интерактивных заданий http://learningapps.org/), предложить ученикам поработать с онлайн-тренажёром (http://www.amblesideprimary.com/ambleweb/mentalmaths/tabletrees.html, http://effor.by/, http://uchit.rastu.ru/education/). Блог используется либо как основной ресурс, с которым работает ученик (в таком случае на странице блога публикуется тренировочное задание), либо как способ попасть на нужный ресурс (в таком случае в блоге публикуются ссылки на задания онлайн-тренажёров).
Также для закрепления можно предложить ученикам выполнить творческое задание (например, разработать викторину с помощью сервисов http://ru.99polls.com/, Google Формы, http://www.classtools.net/, придумать кроссворд по теме, написать стихотворение с помощью генератора рифм http://rifmi.ru/, создать фотофильм, презентацию, расположить объекты на ленте времени http://www.dipity.com/ и др.). В таком случае педагог публикует в блоге задание, а дети с помощью комментария дают ссылку на созданный ими продукт.
Подбирая задания для закрепления, важно учесть их операцио-
нальную доступность для учащихся. При работе в режиме тренировки дети часто совершают ошибки технического характера («не ту кнопку нажал, так как хотел выполнить работу быстро, чтобы получить высокий балл»), поэтому, чем проще интерфейс тренажёра — тем меньше возможностей ошибиться.
Некоторые ресурсы могут требовать регистрации, поэтому лучше заранее зарегистрировать учеников на таком ресурсе, а на уроке сообщить им имя пользователя и пароль для входа на ресурс.
Поскольку не все онлайн-ресурсы позволяют получить подробную статистику о количестве подходов (обращений) к заданию и успешности его выполнения, учителю нужно продумать способ фиксации результатов учащихся.
Вариант 4. Блог как средство обобщения материала. Главное предназначение материалов такого блога — обобщить изученное. Педагог представляет на страницах блога наиболее важные вопросы изученной темы. Фактически это разнообразные справочные материалы: обобщающие презентации, схемы, таблицы. Ученик может с их помощью повторить изученный материал, подготовиться к контрольной работе, используя комментарии, уточнить у педагога непонятные вопросы.
Вариант 5. Блог как средство для контроля знаний. Диктант или контрольную работу в блоге, конечно, не напишешь, но педагог может использовать небольшие по объёму тесты и экспресс-опросы для оперативного контроля и коррекции знаний. Грамотно организованное тестирование требует минимум времени и позволяет оперативно осуществить контроль за усвоением учебного материала. В таком случае в блоге размещается тест (для его создания можно использовать Google Формы) или ссылка на тест, созданный с помощью другого ресурса (http://master-test.net/ru, http://www.banktestov.ru/). При этом важно продумать режим тестирования (например, все ученики работают с одним тестом или есть несколько вариантов тестов). Напомним нашему читателю, что время работы ребёнка за компьютером во II–IV классах не должно превышать 15 минут.
Специфика работы с блогом на уроке заключается в том, что учитель заранее планирует систему контроля и оценивания результативности работы учащихся (это могут быть оценочные листы, краткие опросы и др.). Поэтому комментирование представленных учащимися результатов является неотъемлемым элементом блог-урока. Написание комментария может быть вынесено для домашней работы. Использование такого вида работы, с одной стороны, повышает значимость проделанной работы, а с другой — формирует умения оценочной деятельности. Для начала пусть это будут комментарии типа «мне понравилась ваша работа», «спасибо». Постепенно с введением системы критериев для написания комментариев они становятся более развёрнутыми: дети делятся идеями, выясняют непонятое. Кроме того, работа в блоге позволяет всем участникам приобретать навыки культуры общения и безопасного поведения
в сети.
Модель блога как средства поддержки
самостоятельной работы учащихся
Вариант 6. Блог-конспект (мультимедиа-учебник). В таком блоге педагог размещает учебный материал, с которым ученик может работать самостоятельно: изучить новую тему, выполнить практическое задание, проконтролировать себя. Материалы такого блога будут востребованы учащимися при выполнении домашней работы. Они необходимы и для учеников, которые из-за болезни вынуждены пропускать уроки, и для заинтересованных родителей, которые хотят быть в курсе происходящего в школе. При подборке материала важны инструкции по его освоению.
Вариант 7. Блог — средство для организации «перевёрнутого обучения». Реализация с помощью блога технологии «перевёрнутого обучения» предполагает публикацию материалов по новой теме, чтобы дети изучили дома их до того, как учитель начнёт объяснение темы на уроке. Эта модель требует от учащихся больше самостоятельности и ответственности. Изучив материал дома, ученики приходят на урок, чтобы выполнять задания по новой теме (часто такое обучение сравнивают с выполнением домашнего задания в классе и называют «перевёрнутый класс»).
Вариант 8. Блог — домашний репетитор. 
По сути это тот же вариант, что и варианты 3–5 блог-урока. С той лишь разницей, что в нём публикуются задания и игры для индивидуального выполнения учеником. В них обязательно должны быть инструменты для оценивания (выполнил задание — на экране виден результат). Идеальным вариантом для такой работы являются задания, в которых ученик видит не только количество правильно выполненных заданий, но и допущенные ошибки. Для такого блога нужна консультационная помощь по учебному предмету, которую оказывает учитель в режиме онлайн.
Вариант 9. Блог — учебная тетрадь ученика. 
Выполняя задания в электронной форме, ученик на страницах своего блога делает ссылку на электронную публикацию. Учитель проверяет работу, оставляет комментарий. Такая форма работы требует соответствующих навыков (создать блог, разместить материал), поэтому в начальных классах используется редко.
Модель блога-площадки проекта
Блог является средством для сопровождения проектной деятельности учащихся. В нём отражается всё, чем дети занимались в проекте: визитка команды, исследовательские задания, оценочные листы, листы продвижения групп, итоги, творческие работы учащихся. По окончании проекта блог становится мощным средством рефлексии и анализа успешности проекта.
Модели использования блога для поддержки воспитательного процесса
Вариант 10. Блог — доска объявлений. 
В таком блоге размещается информация организационного характера. Этот достаточно быстрый способ оповещения (при условии, что родители и дети регулярно читают блог) позволит учителю не тратить время на телефонные звонки.
Вариант 11. Блог — летопись класса. 
В таком блоге содержится информация о событиях в жизни класса. Это могут быть поздравления, фоторепортажи с уроков (не забудьте взять разрешение у родителей на публикацию фотографий детей!), публикации об успехах учащихся, информация для родителей, обсуждение статей и постов (детских, родительских). На страницах блога могут найти отражение разработки воспитательных мероприятий, материалы родительского клуба по обмену опытом и др. Главная задача такого блога — включение родителей в жизнь класса.

Риски ведения блога


• Недостаток времени — самая распространённая причина, по которой учитель не берётся за ведение блога класса. «Замороженный» блог — последняя запись в нём сделана как минимум год назад. Иногда авторы блогов перестают поддерживать свои детища. И это происходит по разным причинам: дети окончили начальную школу, а учитель среднего звена не стал продолжать работу с блогом, автор блога достиг своих целей и т. д.


• Учитель тратит много усилий и времени, а отдачи нет, работают с блогами лишь единицы наших учеников.


• Блог — «новогодняя ёлка». Полезная информация становится незаметной, так как внимание пользователя переключается на мелькающие звёздочки, падающие снежинки (их можно увидеть в блоге и в июле!), гаждеты и виджеты.


• Блог — лабиринт: по ссылкам можно уйти очень далеко, чем-то попутно увлечься, потратить уйму времени, так и не выполнив поставленной задачи.


• Блог предполагает работу в Интернете, есть риск «при-
учить» ребёнка к нему, заменив реальное общение на виртуальное и т. п.






Чему мы учимся, используя блог?


• Блог имеет хронологию. Все записи ведутся в строгом порядке от старых к более новым.


• У блога есть автор, к нему можно обратиться!


• Блог — личное пространство автора. Его можно организовать «под себя», работать в том ритме и над теми вопросами, которые вам интересны.


• Блог — это полилог. Читатели блога вместе с автором делятся тем, что их заинтересовало.


• Блог — открытая площадка для обмена мнениями, на которой предоставляется возможность выбора как учителю, так и ученику. Никто не заставляет отвечать на вопросы и принудительно оставлять комментарии, всё происходит на добровольных началах и интересе.


• Блог — это способ выразить мысли в письменной форме, используя целый арсенал современных мультимедийных инструментов (фото, видео, комментарии и др.). Главное — выбрать оптимальный набор средств и избежать грамматических и стилистических ошибок.


• Блог формирует привычку вдумчиво читать электронный текст. Пользователь читает то, что ему интересно, он высказывает своё отношение к прочитанному.


• Работа с блогом совершенствует ИКТ-компетентность. Автор блога находится в постоянном поиске новых идей и осваивает новые сервисы.


• Блоггеры образуют профессиональное сетевое сообщество, где всегда можно поучиться у коллег, получить помощь и поддержку.


• Блог — это возможность рефлексировать.

Зачем блог класса учителю?


• Для личностного роста: повышает самооценку, даёт возможность самовыражения.


• Для профессионального развития: повышает квалификацию, публичность представления опыта.


• Для создания имиджа: новые современные формы делового общения «учитель — ученик»; владение современным инструментом.


• Для оптимизации деятельности: удобная связь с детьми и родителями, доступность материалов на блоге с любого компьютера при наличии Интернета, организация деятельности учащихся на уроке, визуализация информации, инструмент дистанционного обучения.


Как и у всякого начинания, у блога будут и сторонники,
и противники. Принимая решение о создании блога, ответьте на три простых вопроса:


Вы хотите стать современным?


Вы хотите стать функционально грамотным?


Вы хотите стать владельцем собственности в Интернете?


И если ваш ответ «да», то смеем надеяться, что скоро ваш блог займёт достойное место на просторах Всемирной сети в образовательном сообществе педагогов-блоггеров.






Примеры блогов белорусских педагогов–участников экспериментального проекта «Апробация модели обучения с использованием индивидуальных электронных устройств в учреждениях общего среднего образования»


http://iavseznaika.blogspot.com/ — образовательный блог учителя начальных классов С. А. Ханько «Хочу всё знать!».


http://mylessons30.blogspot.com — образовательный блог учителя английского языка И. В. Мясниковой.


http://minsk30gym.blogspot.com/ — блог класса «Кл@ссный блог» (учитель Е. Л. Кунцевич).






Примеры блогов российских педагогов


http://1rostok.blogspot.com/ — блог класса «Росток».


http://31fonarik.blogspot.com/ — блог класса «Фонарик».


http://6353473.blogspot.com/ — блог для учащихся и родителей IV «А» класса школы № 1 г. Ирбита Свердловской области.






Список использованных источников


1. Крюкова, С. А. Блог класса — единое информационное пространство для учеников, учителя, родителей / С. А. Крюкова [Электронный ресурс]. — Госбук, 2013. — Режим доступа: http://www.gosbook.ru/node/38887. — Дата доступа: 21.05.2013.


2. Смирнова, М. А. Блог класса как развивающая образовательная среда в условиях реализации ФГОС. Тезисы к мастер-классу / М. А. Смирнова [Электронный ресурс]. — Nachalka.com, 2008–2013. — Режим доступа: http://www.nachalka.com/node/4997. — Дата доступа: 30.05.2013.


3. Галанжина, Е. Блог-урок. Что нового? / Е. Галанжина [Электронный ресурс]. — Nachalka.com, 2008–2013. — Режим доступа: http://www.nachalka.com/node/5071. — Дата доступа: 30.05.2013.


4. Рождественская, Л. Блог-урок — это реально! (Как организовать и провести 45-минутный урок на блоге) / Л. Рождественская [Электронный ресурс]. — Образовательная Галактика Интел, 2013. — Режим доступа: https://edugalaxy.intel.ru/index.php?automodule=blog&blogid=8&showentry=114. — Дата доступа: 21.05.2013.


5. Павлова, К. М. Блог в работе учителя начальных классов. Из личного опыта / К. М. Павлова [Электронный ресурс]. — Издательский дом «Первое сентября», 2013. — Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/564585/. — Дата доступа: 20.05.2013.

Комментариев нет:

Отправить комментарий