Образовательный блог, блоги в образовании…


Все статьи взяты с http://pedagogland.ru/
Образовательный блог, блоги в образовании…http://pedagogland.ru/
В последнее время пересмотрела довольно большое количество учительских блогов. Бродила, гостила с большим интересом, увидела, какими разными они могут быть и по содержанию, и по дизайну, использованию разнообразных сервисов, уровню интерактивности и коммуникации. Задумалась над целями и способами использования учителем своего блога.
Собственно, их пока набралось не так и много: если задаться целью исследовать назначение и содержание учительских блогов, то скорее всего, на первом месте окажется размещение дидактических материалов для учеников и презентация собственных методических разработок и материалов; реже совместная деятельность учащихся и учителя на блоге, учебные дискуссии, работа над проектами; еще реже взаимодействие с родителями и коллегами. Во всяком случае, это мой беглый взгляд из того, что мне попадалось.
И все-таки, из просмотренного можно выстроить ряд идей/целей/задач/способов использования образовательных блогов:
1. Размещение/распространение учебной информации и дидактических материалов (так называемая методическая и дидактическая копилка): тематической информации в дополнение к учебникам, конспектов, упражнений различного характера от т тренировочных до творческих, контрольных материалов, тестов и т.д. Все это становится мгновенно доступным ученикам для самостоятельной работы и в школе и дома, т.е. в любом месте и в любое время; Преимущества очевидны.
2. Организация дискуссий и сотрудничества онлайн: тематические обсуждения каких-либо проблем, совместный поиск решения проблемы, обсуждение прочитанного, соавторство ведения блога и много еще чего (например, на блоге Елены Ворониной «Оно вам надо?», Козловой Елены Николаевны «Пора…»; блог учеников и родителей «Мы», блог Разживиной Елены);
3. Работа над совместной публикацией с использованием соответствующих сервисов, когда каждый может внести свой вклад; (пример совместных публикаций, карт памяти, презентаций вы найдете на блоге Татьяны Ачилдиевой, например )
4. Регулярная связь с родителями через публикацию новостей, информации о прошедших событиях, демонстрацию образовательных продуктов учащихся, вовлечение родителей в дискуссии; например – блог Сундучок)
5. Прошу слова! – возможность ученикам высказать свою точку зрения по какому-либо вопросу, освещать текущие события, размещать свои эссе, рассуждения и т.п. став тем самым соавторами блога; (если хотите взглянуть на со-блого-авторство, то можно сюда – Звездная пыль – интересный блог учащихся 342 школы Санкт-Петербурга, или например сюда… и сюда…можно еще и другие посетить).
6. Размещение планов урока, программ. Приобретает все большую важность их гласность в связи с возрастающим вниманием к индивидуализации, самостоятельности ученика в учении, формировании навыков самообразования. Осведомленность ученика в том, «что день грядущий нам готовит» может сыграть далеко не последнюю роль в выстраивании его индивидуальной образовательной траектории. К тому ж дети сами могут внести определенные предложения и к тематике и к формам работы над темой, а это уже сотрудничество и сотворчество, с одной стороны, и опять же реализация ИОТ, с другой.
7. Интеграция визуальных средств обучения с вербальными. Легкость встраивания в блог видеоклипов, подкастов, презентаций, слайдшоу и т.п. разнообразит создаваемую вами образовательную среду как с точки зрения восприятия учебного материала, так и с точки зрения формирования технологических навыков.
8. Объединение детей в виртуальные сообщества и клубы познавательного характера. Можно создать рубрику, а то и отдельный блог под клуб, сообщество разной направленности (тут ну не могу не упомянуть типы интеллекта и еще раз обратиться к теории множественности интеллекта Гарднера), начиная от «писательских», заканчивая спортивными – неплохой вид занятости детей в интернете, согласитесь, альтернатива тусовкам на сайтах сомнительного (а чаще откровенного анти-воспитательного) содержания.
9. Использование блога для элементарной обратной связи (форум, чат, комментирование и пр.)
10. Постепенное превращение блога в полно-функциональный сайт, многослойный образовательный ресурс, включающий все вышеперечисленное.
А вот – отличная иллюстрация использования блога в образовательной деятельности во взаимосвязи учебных целей (таксономия Блума), видов деятельности учащихся и используемых при этом веб-инструментов. Автор схемы – Ольга Пивненко. http://inf548.blogspot.ca/2011/04/blog-post.html

Что же образовательный блог дает ученикам:

Независимость в обучении от времени и места;
Возможность синхронного/асинхронного взаимодействия с учителем или сверстниками; Самостоятельность в изучении материала;
Возможность сотрудничества и с педагогом и с одноклассниками…и даже с родителями.
Возможность высказать собственную точку зрения при более комфортной ситуации (особенно важно для тех, кто не любит публичных выступлений перед классом, кому легче высказаться письменно);
Возможность формирования и развития собственных интересов;
Для кого-то толчок к обучению в диалоге, повышение мотивации;
Хорошая среда для развития целого веера способностей и компетенций от учебно-познавательных, до информационно-коммуникационных, технологических;


А что дает блог учителю? Тут можно выделить три главных момента:
• возможность распространения своего опыта,
• работы в сотрудничестве с коллегами
• и самообразование (тут можно спеть отдельную песню по каждому пункту).
Вопрос о том, что блог дает учителю, задала педагогам Людмила Рождественская в своей Лаборатории Тренера, их ответы можно посмотреть здесь. Обсуждение было начато три года назад, но растянулось во времени, т.к. комментарии на вопрос до сих пор поступают, и желающие могут присоединиться к обсуждению.


А мы можем продолжить коллекцию способов использования образовательных блогов? Какие еще видите вы?
Использованные источники: Ten ways to use your edublog - edublogs.org)





«Интернет из физической совокупности связанных между собой компьютеров давно уже превратился в феномен культуры и, в частности, в образовательную среду»


(А.М.Гольдин. Образование 2.0 Взгляд педагога)






Возможности использования Интернет как глобальной интерактивной обучающей среды, использование инструментария веб 2.0 превращают человека из просто пассивного потребителя информации в творца– творца новых продуктов, в том числе и образовательных, творца собственной траектории образования, собственного пути самовыражения и самосовершенствования. «И эта кардинальная смена в принципах взаимоотношений «человек-компьютер» затронула многие виды деятельности и типы коммуникаций, стремительно распространившись из сферы общедоступных социальных сетей для повседневного общения на все виды дискурса – от политического и религиозного до образовательного и научного[2].


Вместо доминировавшей еще совсем недавно лекторско-учебниково-книжной образовательной среды на первый план вышел компьютер с его глобальными сетями, новыми способами коммуникации и средами, такими как: Wiki – гипертекстовые среды для сбора и структурирования письменных сведений; системы совместного создания и редактирования контента GoogleDocs и т.п.; блог – сетевой дневник или журнал, общего или тематического содержания, где регулярно появляются записи разного типа, жанра в зависимости от целей.


Для всех них характерны возможность широкого совместного доступа к ним, одновременной работы нескольких авторов, многократной правки/редактирования текстов, оснащение их мультимедийными вставками (презентация, видеоклип и т.д.), хранения информации непосредственно в сети.


Использование инструментов веб 2.0, создавших новые возможности для коммуникации и работы в Интернете, дало толчок к рождению нового образовательного подхода, получившего по аналогии название Образование 2.0, кстати, сам термин был придуман канадским педагогом Стефеном Доунсом, и сейчас вы уже встретите и термин Преподаватель 2.0.


Что же, собственно такое, образование 2.0? Определение ему можно найти в статье А.М.Гольдина «Образование 2.0. Взгляд педагога», которая была опубликована на сайте Компьютерра еще несколько лет тому назад. Начав с истории возникновения и анализа этого термина, автор подходит к его пониманию, как к «совокупности таких базовых принципов и основанных на них образовательных систем, которые адекватны цели образования в постиндустриальную эпоху — созданию условий для наиболее полного раскрытия личностного потенциала каждого обучающегося, развития у него личной предприимчивости, навыков самообразования, умения принимать ответственные решения в ситуации выбора» [1].


Автор выделяет базовые принципы Образования 2.0: принцип субъектности, избыточности, сотрудничества[1] и два условия, которым должна удовлетворять образовательная система, базирующаяся на перечисленных выше принципах: открытость образовательной системы (возможность свободного (т. е. самостоятельного и ответственного) выбора каждым участником образовательного процесса группы для занятий, познавательных объектов, видов деятельности и партнеров по учебной коммуникации) и адекватная когнитивная модель (модель, основанная на представлениях о знании как о психическом органе, который базируется на личном опыте индивида и развивается под воздействием учебной коммуникации в избыточной культурно-информационной среде [1]).


Работа педагога в образовательной системе, построенной на принципах Образования 2.0, состоит не в изучении программы, а в организации разнообразной деятельности обучающихся в образовательной среде.


Обсуждение проблем образования 2.0, дебаты о путях эффективного использования информационных технологий в образовании, задачах школы и учителя в связи с этим, о влиянии сетевых технологий на обучение, воспитание, развитие вы можете найти на YouTube, например здесь.


Ну, а нас в данный момент интересует использование блога в образовательных целях, в том числе и на уроке, как непосредственного компонента Образования 2.0. Ведь блоги могут быть абсолютно разными – личными и групповыми, тематическими, блоги учителя-предметника, блоги профессионального сообщества, блоги учебных проектов, блог-конспект…. Очевидно, итоговая классификация блогов еще не родилась. Блоги можно объединить в отдельную сеть, таким образом создав уникальную образовательную среду. Да мало ли возможностей.


От назначения, целей блога зависят и их функции, но можно выделить и общие для блогов образовательных: дидактическая, информационная, коммуникативная. Думаем, что этим список функций блога не ограничивается. Но главное, это один из реальных путей индивидуализировать образовательный процесс, дать ученикам возможность выбора и осуществления своего вида познавательной деятельности, возможность выразить себя, а учителю увидеть такие стороны своих учеников, какие не откроешь при классно-урочной системе и объяснительно-иллюстративном методе. Ведь образовательный блог может предоставлять ученикам возможность разнообразных видов деятельности – от выполнения элементарных тренировочных и контрольных заданий до творческих, задействующих и направленных на развитие разных способностей ученика (или типов интеллекта по Гарднеру).


Частично несколько примеров образовательных блогов были приведены впредыдущем посте и в посте о парковом уроке. Хороший ресурс и отличные рекомендации для учителей по организации учебной работы при помощи блога дает Марина Курвитс. О том, как организовать блог-урок (или урок на блоге), каковаструктура такого урока, каким может быть его содержание, примеры такого урока вы можете прочитать на сайте Образовательной Галактики Intel, – опытом делится Людмила Рождественская. Советуем также почитать ее статьи «Такие разные блоги», «Дидактические находки в блогах» и другие, вы найдете их там же, в ее Блоге тренера.


А нам в заключение хотелось бы привести фрагмент обсуждения Образования 2.0 педагогами Таллиннского Линнамяэского Русского лицея: зачем учителю это образование 2.0, что оно дает ему и его ученикам?






В продолжение разговора об образовании 2.0 и использовании блогов в образовательных целях есть смысл напомнить педагогам (а для кого-то это, возможно, будет первая встреча с такой информацией) о некоторых сервисах web 2.0, которые помогут вам сделать и работу в блоге и образовательные продукты более разнообразными. Ведь блог существует не только для публикации учебной информации, конспектов, планов уроков, и проч., т.е. текстовой информации. Согласно теории множественности интеллекта (а вы ведь, наверное, уже познакомились с ней в рубрике Мыс Доброй Надежды? Еще нет? Тогда после прочтения этого поста направляйте свой корабль прямехонько к этому мысу )… итак, согласно теории множественности интеллекта все мы, а соответственно и наши дорогие ученики обладаем, по крайней мере, восемью типами интеллекта в разной степени выраженности. Наша святая обязанность перед самими собой – развить и реализовать собственные способности, а перед учениками – создать условия для развития их слабых сторон и реализации сильных. Значит, образовательный блог должен (ну, не должен, а может) предоставить детям возможности как можно для большего числа разных видов деятельности. И тогда на блоге мы будем не только писать сочинения-размышления, решать задачки, отвечать на вопросы, а и создавать (стен-) блог-газеты, карты памяти и т.д., на что у нас хватит фантазии и творчества. А вот для этой деятельности уже нужны специальные сервисы. Сегодня речь пойдет о нескольких.


WikiWall – онлайновый сервис для совместного создания Wiki-газеты несколькими пользователями. Создатели сервиса утверждают, что его можно освоить за несколько минут.


Для чего он вам нужен?
Сервис позволяет работать одновременно группе пользователей
На совместно созданной странице можно размещать текстовые фрагменты, изображения, видео.
Сервис позволяет рисовать (удобно рисовать от руки по клеточкам)
В качестве фона можно вставлять любую Web-страницу
Созданную страницу можно не только просматривать в сети Интернет, но и редактировать группой пользователей


Для работы с сервисом не нужна специальная регистрация. Пошаговая инструкция, как с ним работать находится вот по этому адресу.


Он-лайн доска FlockDraw- виртуальная электронная доска для совместной работы. Увы, интерфейс на английском языке, а может, это и на пользу (в смысле развития лексического запаса у детей). Для того, чтобы начать в ней работу, нужно зайти на сайт, создать новую сессию, ввести логин и присоединиться (join) ко всей честной киберкомпании, ей пользующейся. Панель инструментов справа и далее интуиция и опыт подскажут вам, что и как делать.


Еще одна виртуальная доска для совместной работы – Scribblar.com – ее можно загрузить к себе на блог в виде ссылки или кнопки. Для работы в ней нужна регистрация, после которой вам станет доступно создание многостраничных досок.


Интересный сервис – Линейка времени и событий – Dipity.com –





на линейку времени можно наносить события в виде фотографии, видео, карт, такста. Отличный сервис для организации работы над проектом. Виджет также можно вставить в блог.






Hot potatoes – c помощью этой программы можно создать разные типы упражнений по разным предметам с использованием текстовой, графической, аудио и видео информации. Уроки по использованию программы находятся здесь.


Mind maps на mind42.com – онлайн программа для создания диаграмм связей (карт памяти) Необходима регистрация.Недостаток – интерфейс на английском языке и она платная. НО это не единственная программа такого назначения. Более подробную информацию о программах для создания карт памяти вы, конечно, найдете в интернете. Ну, а нам остается добавить, что карты памяти – отличный способ обучения ученика структурированию информации, выделению ключевых понятий, взаимосвязей. Таким образом можно создать целый опорный конспект, причем идеально, когда ученик создает его сам под себя, а затем может поделиться с другими.


Все это с успехом можно применять, размещать, осваивать через образовательный блог. Начнем осваивать?

Комментариев нет:

Отправить комментарий